История детской гигиены

Вопросы области профилактической медицины были изложены в такой литературе, как «Домострой» (XV-XVI вв.), «Азбуковники» (XVII в.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» (1717), «Поучение Владимира Мономаха детям» (XI в.), но не особо были в обиходе у простого населения ввиду высокого уровня неграмотности в стране. В выше упомянутых летописях описана первая информация о режиме дня ребенка, его личной гигиене, его физическое развитие, питании, и даже благоустройстве учебных помещений с гигиенического аспекта. Большое внимание отводилось физическому воспитанию детей и подростков в связи с его актуальностью на то время и на сегодняшний день эта тема является одной и важных прерогатив государства. 

Основоположником школьной гигиены принято считать венского врача Иоганна Петера Франка, автора девятитомного труда «Полная система медицинской полиции» («System einer vollständigen mediсinischen Polizey», 1779-1819гг). На протяжении долгих лет данная работа была уникальной, посвященной охране здоровья школьников, являлась ценным рабочим пособием для врачей и педагогов. 

В 1836 г. вышла книга берлинского врача М. Лоринзера «В защиту здоровья учащихся», в которой делался акцент педагогам и врачам на умственное переутомление детей в школе. 

С 1870-х г.г. начинают серьезно заниматься вопросами умственной и нравственной гигиены учащихся, усовершенствованные методы преподавания школьных дисциплин (Кей, Грисбах, Крепелин и прочие). 

В конце XIX – начале XX вв. благодаря стараниям врачей и педагогов школьная гигиена как в странах Западной Европы, так и в России преобразилась в условно самостоятельную научно-практическую дисциплину. 

Крупный вклад в развитие школьной гигиены в России внесли такие известные российские врачи-гигиенисты, как А.С. Вирениус, В.В. Гориневский, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, врачи-педиатры Н.А. Тольский, Н.Ф. Филатов, Н.И.Быстров, К.А. Раухфус, Н.П. Гундобин, педагоги К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. 

Одним из родоначальников школьной гигиены в России стал профессор кафедры гигиены Императорского Московского университета, выпускник медицинского факультета Цюрихского университета Федор Федорович Эрисман (1842–1915).   

Ф.Ф. Эрисман установил наличие особой категории заболеваний, получившей название «школьные болезни», к числу которых отнесли: близорукость, боковое искривление позвоночника (школьный сколиоз), переутомление, также были выявлены закономерности роста детей в зависимости от пола и условий воспитания, разработан оценочный показатель физического развития – «индекс Эрисмана». 

Конкретный вклад в развитие школьной гигиены в России внес врач-гигиенист, доктор медицины Александр Самойлович Вирениус (1832–1910), выпускник Петербургской медико-хирургической академии. Много внимания Вирениус уделял популяризации знаний по школьной и детской гигиене. Более детальному изучению Вирениус подверг вопросам переутомления учащихся. 

Существенный вклад в развитие в России гигиены детей и подростков имели труды профессора Алексея Петровича Доброславина (1842–1889). В 1875 г. совместно с профессором П.Ф. Лесгафтом он разработал и организовал курс школьной гигиены при Педагогическом музее военно-учебных заведений, который пользовался большой популярностью у всех учителей и врачей Петербурга. Являясь представителем экспериментального направления в гигиене, А.П. Доброславин первым дал определение понятия «гигиеническая диагностика». Ученый изучал гигиеническую диагностику как систему причинно-следственных связей между состоянием окружающей среды и состоянием здоровья людей. 

Валентин Владиславович Гориневский (1857–1937) врач-гигиенист и педиатр посвятил себя исследованию физического воспитания детей и подростков и методам обследования их физического развития. Являясь врачом и педагогом, В.В. Гориневский в результате обширных медицинских исследований пришел к выводу что недостаток движения не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. 

С начала 1880-х гг. начинают создаваться и действовать особые школьно-гигиенические комиссии, проводящие проверку школьных помещений в отношении их соответствия гигиеническим требованиям. Разрабатываются типовые проекты школьных учреждений, соответствующих необходимым гигиеническим требованиям, выполняются новые образцы школьной мебели, среди которых особое место заняла школьная парта Ф.Ф. Эрисмана. 

На сегодняшний день наука по гигиене детей и подростков не стоит в развитии и с каждым днем шагает далеко вперед, анализируя труды ученых их зарубежных стран. Положение ее непоколебимо должно исследоваться, обновляться и меняться под современный лад, опираясь на опыт предшествующих поколений. 

Исследовательский Институт Гигиены детей уделяет основное внимание здоровью детей и подростков. В основе его работы лежат исследования, которые позволяют надежно классифицировать риски для детского здоровья и давать рекомендации по улучшению здоровья населения.